Всегда ли «новый» означает «лучший»? Почти весь предыдущий век прошел в активном поиске и строительстве нового мира, в котором не будет места ничему устаревшему и отжившему. Конец тысячелетия породил иллюзию о том, что все достижения, катастрофы и противостояния предшествующих десяти веков остались позади. Но новый, XXI век принес уже такие резкие повороты и перемены, что отношение к прошлому изменилось. И чем круче становится вал нового, тем драгоценнее выглядит ...
В новостях говорится о проведении вебинара Рабочей программы МСА «Наследие и культурная идентичность» и о результатах конкурса Architecture MasterPrize за 2020 год.
2020 год, отчетно-выборный для многих организаций Союза архитекторов России, пришелся на ситуацию форс-мажора из‑за пандемии.
Фестиваль ЗВС был учрежден на стыке тысячелетий. Впервые он состоялся в 2001 году в иркутском Сибэкспоцентре и практически сразу получил широкий резонанс среди архитектурной общественности и в Сибири, и в стране.
На примере трансформаций французского классицизма рассмотрены пути и способы его преемственности в последующих стилях. Показано, как попытки оттолкнуться от классического стиля порождают эпатажные и гротескные формы, которые парадоксальным образом помогают развивать эстетические принципы того самого стиля, который пытаются ниспровергнуть новаторы и революционеры. И напротив, формальное подражание преемников ведет к выхолащиванию исходного стиля, к подмене его эмоционального содержания при сохранении внешних атрибутов.
Участники и гости фестиваля обсудили проблемы культурной и архитектурной преемственности, связи истории городов и современного их состояния, судьбу архитектурных памятников XX века. Рассматривались вопросы традиций и инноваций в социальной и архитектурной практике, говорили о статусе памятников XX века и их сохранении.
Внедрение нового в историческую среду всегда болезненно и является конфликтом между потребителем и архитектором. Конфликты в этой сфере сопутствуют градостроительному развитию вплоть до противостояния населения и властей. Выход – в процедуре принятия решения через диалог всех участников процесса, его прозрачности, причем важно не только сохранение наследия, но и убедительность нового предложения о будущем. Пример Зарядья у кремлевских стен демонстрирует трансформацию представлений о развитии места от модернизма гигантской гостиницы «Россия» до идеи общественного парка, опирающейся на...
Слово «место» входит в архитектурный лексикон, догоняя понятие «пространство». При всей своей интуитивной понятности «уместность» в архитектурном дискурсе используется редко. Чаще всего его можно услышать на архитектурных советах и обсуждениях, где речь идет о средовом контексте нового здания. Однако вспомнить об уместности было бы нелишне не только в риторике, но и в архитектуре. В искусстве XX века появилась особая программная теория «неуместности», победившая былые представления об уместности.
Важнейшую роль в осуществлении преемственности играют прототипы – образцы, формулы, принципы, отшлифованные предыдущими поколениями. Как ни парадоксально, но роль и функции прототипов в архитектуре по‑прежнему остаются одним из самых спорных и туманных теоретических вопросов.
Авангард и модернизм показали, что порождение небывалых и новых форм без опоры на прототипы практически невозможно. Рассматривается декларируемый архитекторами в отдельные периоды времение «отказ от прототипов» и его скрытые основания. Обсуждается тема подвижности прототипов и их связи с культурным и контекстами.
Проблематику преемственности и новаций в архитектуре невозможно обсуждать вне категории прототипа. Для истории архитектуры это ключевая категория, тысячелетиями воспринимавшаяся позитивно и утвердительно. Но в XX веке прототипы стали восприниматься как нечто устаревшее; авангард стремился полностью отказаться от них. Методология проектирования второй половины XX в. пыталась подвести под борьбу с прототипами теоретическую базу. Удалось ли победить прототипы? Надо ли бороться с ними? Вот вопросы, возникающие после чтения...
Творения Адольфа Лооса, вопреки всем обстоятельствам, остаются актуальными уже больше века. Лооса называют функционалистом, но его архитектура не укладывается в это определение. Лооса можно считать мастером ар-деко, если понимать ар-деко как миропонимание. Свои взгляды на природу архитектуры Адольф Лоос высказал в многочисленных статьях и эссе. Идеи, высказанные Лоосом, не осмыслены теоретиками архитектуры до сих пор. Его проектный метод Raumplan (пространственный план) уникален.
История архитектуры предстает как постоянный перебор вариантов, и цель этих экспериментов – обретение наилучшего образца, прототипа; так устроена эволюция форм и в природе. Именно поэтому архитектура в значительной мере консервативна. Только новации в идеологии или технике определяют, когда на смену одному стилевому прототипу приходит другой. Казалось бы, верность выбранным принципам – это заветная архитектурная добродетель, и тем не менее свобода, способность вырабатывать новые языки и решения стали важнейшими открытиями мастеров ХХ века.
В статье рассматривается ряд реализаций второй половины 30-х годов в Кисловодске и Москве, несущих характерные признаки манеры Ивана Леонидова. Рассматривается возможность и степень его авторского участия и аргументы в пользу такого предположения.
Каждое время порождает свой стиль, а стиль отображает свое время и во многом формирует тот образ, который преемственность сохраняет в последующие эпохи. В продолжение серии статей Петра Капустина, посвященных истории и философии отдельных архитектурных элементов, мы публикуем материал о пилястрах и их трансформациях в рамках разных стилей и времен.
Пилястре в XX веке приписывали имитационность, изобразительность и другие негативные черты архитектурной формы, пилястра уподобляется неполноценной колонне. Но ее проблемы напрямую связаны с восстановлением в правах стены, этого древнего феномена. Можно предполагать, что за пилястрой скрывается тайна возникновения архитектуры.
При реконструкции театров национального значения после окончания Второй мировой войны обнаруживается ущерб, нанесенный бомбардировками крупнейшим и ценнейшим памятникам театральной архитектуры. Рассматриваются три этапа послевоенных реконструкций таких зданий в разных странах Европы, включая СССР. На рубеже XX и XXI века в разных странах приступили к серьезному обновлению морально и физически изношенной архитектуры, радикальному изменению ее технологии и конструкции. Приводятся примеры лучших театров России, Ла Скала, Оперы Земпера, Варшавской...
Изучение отечественного искусства невозможно без понимания и осознания опыта предыдущих поколений мастеров искусства, творивших в рамках господствующего на советском пространстве художественного метода – соцреализма. Этому культурному явлению присущи идеализация и преображение действительности сообразно идеологическим установкам государства, воздействие художественных образов на массовое сознание. На базе архивных материалов рассматривается конкретный случай, связанный с выполнением иркутскими художниками портретов стахановцев Восточно-Сибирского края и реакцией со стороны партийных...
В статье рассматривается роль античности в целом и афинского Акрополя в частности, для формирования творческой индивидуальности Ле Корбюзье и основных тем и понятий его творчества.
В статье исследуются проблемы использования теории лингвистики в приложении к теории архитектуры, а именно риторики. Дается интерпретация архитектуры в эпоху постмодернизма как языка, рассматриваются понятия «топос» и «атопон» в рамках смены парадигмы модерна на постмодерн. Обсуждается вопрос преемственности через призму категории «топос» как комплекса речи, выражающего распространенные сюжетные формы, «вечные темы», транслируемые из прошлого, и инварианты позиционирования относительно нее в разных парадигмах. Статья...
В настоящее время архитектурный мир находится на цивилизационном переломе, обусловленном изменением климата и исчерпаемостью важнейших природных ресурсов. Заканчивается период массового производства, активно потребляющего углеродные технологии. Наступает конец конвейера и массовости в сфере архитектуры. Архитектура не может устоят перед этим тектоническим сдвигом в интернациональном масштабе. Соответственно, новый этап развития цивилизации требует нового мышления. Дигитальная архитектура может отражать новую этику посткарбонной цивилизации, построенную...
Давно замечено, что зачастую дети больше перенимают у своих дедушек и бабушек, чем у родителей. Преемственность «через поколение» – феномен настолько распространенный, что случайным быть никак не может. И сегодняшние тенденции в развитии архитектуры во многом перекликаются не с постмодернизмом, а с его предшественником, казалось бы, уже однозначно ушедшим в историю. Внимательный анализ порой позволяет увидеть образы и идеи модернизма в знаковых объектах сегодняшнего дня. За примером далеко...
Микрорайоны массовой панельной застройки в последние годы подвержены сносу из-за проблем технического, социального и функционального и эстетического характера. Но они являются большим этапом истории советского градостроительства и являются наследием, потенциал которого на сегодняшний день до конца не раскрыт. Представлена методика и основные этапы международного научно-исследовательского проекта, направленного на поиск концепций и стратегий устойчивого развития территорий массовой панельной застройки 1960–1970-х гг., осуществленного при финансовой поддержке Фонда Фольксваген.
Два десятилетия после окончания Второй мировой войны характеризуются глубокими изменениями в общем направлении развития архитектуры. Использование промышленных методов производства зданий позволило быстро восстановить разрушенный жилой фонд. Одновременно похожие процессы протекали как в странах социалистического блока, так и в Западной Европе и США. На основании теории информационных потоков в статье показаны закономерности развития архитектурного процесса. Приоритет высокого качества застройки приводит к сокращению количества зданий и,...
1960‑е годы принесли в градостроительство Нидерландов радикальные идеи. Впервые в двух крупнейших голландских городах появились многоэтажные жилые районы. Если рассматривать этот период как эксперимент, то можно сказать, что его результаты в Амстердаме и Роттердаме были впечатляющими, однако противоположными. Бескомпромиссный район Амстердама Байлмермеер превратился в проблемную территорию государственного масштаба. У более скромного района Омморд в Роттердаме дела, напротив, идут прекрасно. В статье сравниваются исходные...
Оценка череды важных событий, объединяющих архитекторов Тимишоары, помогает выявить механизмы и возможности, которые определяли их мир и творчество. Завоевывая национальные и международные награды, участвуя в международных выставках и биеннале, Тимишоара стала одним из важнейших центров румынской архитектуры. Такое динамичное развитие принесло три важных результата: участие архитекторов Тимишоары и архитектурного факультета Политехнического университета Тимишоары в Венецианской биеннале 1996 года; появление в 2000‑м году журнала «De...
Тяжелый кризис, поразивший систему архитектурного образования, уже превратился в постоянную боль глобального масштаба. Действительно ли под угрозой находится воспроизводство следующего поколения архитекторов? Как глубоко коренятся причины кризиса, насколько системный характер он носит? Споры об этом продолжаются.
Кризис смыслов в отечественной системе дизайн-образования, возникший в результате исторической маргинализации профессии, ставит ее перед необходимостью институциональной трансформации и изменения форм и содержания учебной деятельности. Статья намечает стратегические направления необходимой трансформации в современных условиях и дает их методологическую рефлексию.
Общие закономерности организации учебного пространства в большинстве современных школ опираются на традиции классно-урочной системы. Ее недостатки особенно заметно проявляются в сфере архитектурного образования. Быстрый рост количества и разнообразия виртуальных образовательных ресурсов ставит необычайно новаторскую и актуальную задачу – формирование архитектуры виртуального образовательного пространства.
В статье рассказывается об иркутском купце Павле Пономареве, авторе уникального духовного завещания, а также о его родовом доме, который является одновременно памятником истории, связанным с именем купца и благотворителя на ниве народного просвещения, и памятником деревянной архитектуры, относящимся к постройкам первой четверти XIX века. Обращено внимание общественности на необходимость защитить этот дом и спасти его для нашей культуры.