Тема здоровья обладает несомненной актуальностью и не менее очевидной сложностью. Городская среда должна становиться все более здоровой, особенно на фоне растущей продолжительности жизни населения. Но что конкретно означает этот императив, как применить его к архитектуре и градостроительству?При подготовке этого номера дважды – в Иркутске и в Москве – собирался дискуссионный клуб ПБ для обсуждения темы ЗДОРОВЬЕ; и комплексный характер проблемы стал еще более очевидным. В повседневном сознании архитекторов, даже высокопрофессиональных, понятия здоровья городской среды, комфорта и...
Что происходит с архитектурой? Вот уже несколько десятилетий, начиная с опубликования Манифеста Хундертвассера, мы слышим: «Архитектура тяжело больна. Архитектура при смерти». И многие авторитетные голоса уже поют по ней нечто заупокойное.В прошлом архитектура знала высочайшие взлеты. Классическая античность, зрелое средневековье, эпоха модерна и конструктивизма – в эти периоды именно архитектура собирала в себе лучшее, что порождали наука, искусство и ремесло. От науки она перенимала четкую постановку задачи, логику и последовательность методов, математическую точность мышления....
Участники обсуждали многоаспектную проблему здорового городского образа жизни. Характеризуются градостроительные, психологические, медицинские проблемы здоровья. Ставятся вопросы изменения генерального плана города и принципов его формирования, судьбы городских зеленых зон, влияние гражданского общества и общественных дискуссий на стратегическое направление развития города.
Дискуссия «Здоровый город» объединила участников из разных профессиональных сфер; собеседники попытались определить, что входит в понятие здоровой городской среды. Затронуты понятия психологического здоровья городской среды и соотношение представлений о комфорте, здоровье и счастье жителей города. Участники признали необходимость поиска баланса между здоровым образом жизни и стремлением к пассивному комфорту и гиподинамии. Высказаны предположения о возможности создания архитектуры, главным приоритетом которой становится здоровье и об особенностях обучения архитекторов, создающих здоровые...
Архитектура санаториев, лечебниц и больниц – отдельный и важный аспект темы здоровья в городе. И здесь немало открытых вопросов. Какой эмоциональный заряд должна нести архитектура зданий, куда люди приносят свои болезни? Как наилучшим образом – НА ЗДОРОВЬЕ жителей России – использовать уникальные предпосылки, предоставленные природой Причерноморья, Алтая и Горной Шории? А объектом номера на сей раз стал первый корпус столичного медицинского кластера в Сколково, разработанный в архитектурной мастерской Асадовых.
В новостях говорится о Даккийской декларации МСА по устойчивому развитию, победителях архитектурного конкурса KFAS в Кувейте, а также об открытии восьмого международного конкурса 2019 UIA-HYP Cup среди студентов архитектурных факультетов.
Марк Меерович предложил модель советской истории архитектуры и градостроительства, выстроенную по принципам теории деятельности Георгия Петровича Щедровицкого. Принцип деятельности для учеников ГП был исходным для постановки проблем и ориентации в ситуации. Именно поэтому анализ советского жилищного законодательства, определяющего характер принимаемых решений и деятельности на разных уровнях, дал ему возможность выстроить целостную концепцию советских принципов расселения, объяснил провал идеи города-сада в СССР, показал принципы организации «соцгородов», описал феномены...
Рассматривается методологический аспект творческого наследия Марка Григорьевича Мееровича. Показана эволюция взглядов ученого от практической школы В. А. Павлова, через круг Г. П. Щедровицкого и главенствующую историософскую традицию Фуко. В последние годы жизни М. Г. Меерович приступил к реализации фундаментальной работы по обновлению межпредметной методологической базы архитектуры. Его неожиданная смерть прервала эту масштабную и перспективную работу.
Параллельно с преподавательской деятельностью и научной работой Марк Меерович занимался реальным проектированием. Сначала это были интерьеры квартир, особняков и небольших общественных зданий. Можно предположить, что эта практика была вызвана необходимостью подзаработать: ведь наукой семью не прокормишь. Однако Марк одухотворял любое дело, за которое брался. Так случилось и с интерьерами: их было не стыдно показать самым взыскательным эстетам. Этот опыт нашел отражение и в статьях – блестящий цикл «Философия интерьера» был создан в соавторстве с Константином Лидиным и опубликован в нашем...
Описываются случаи отъезда жителей Красноярска в другие регионы. Миграцию из Сибири автор связывает с неблагополучной экологической ситуацией в крае. Подчеркивается, что ценности здоровья оказываются приоритетными по отношению к ценностям карьеры и во многом определяют жизненный выбор.
Статья посвящена новой пленэрной скульптуре Д. Намдакова «Transformation». Описывается символика скульптуры, ее вхождение в современный менталитет и пребывание на территории Сибирского федерального университета в Красноярске. Подчеркивается ее новизна и преемственность с традициями архаических культур. Формулируется мысль об эклектичности современного художественного восприятия и разнообразии интерпретаций художественных смыслов произведения.
Обсуждается понятие здоровья как степени устойчивости внутренней среды человека к внешним воздействиям. Предложено понятие эмоционально здоровой городской среды, предлагающей максимально широкий и сбалансированный спектр переживаемых эмоций. Мода на тот или иной архитектурный стиль вызывает преобладание одних эмоций над другими и, тем самым, мешает созданию здоровой среды. Влияние моды показано на примере каталогов компании Леруа Мерлен.
Статья посвящена историческому влиянию опыта чумных эпидемий на судьбу города как типа поселения. Чума рассматривается не столько в качестве медицинской и санитарно-технической проблемы, сколько в качестве трансвременного культурного текста, связанного с явлениями социальной деструкции города, в том числе и в наши дни. Особо выделен феномен сегодняшней «информационной чумы», благодаря мобильным средствам коммуникации и интернету распространяющейся среди населения современных городов со скоростью чумных блох средневековья.
В статье описываются сталинские реформы в области жилищного строительства в СССР в конце 1920-х – начале 1930-х годов и их последствия. На примере городов Магнитогорск и Сталинск (Кузнецк) прослеживается формирование структуры новых городских поселений. Анализируется разделение советского градостроительства на официальное и неофициальное. Первое оперировало каменными квартирными домами, предназначенными для советской элиты разного уровня. Второе занималось формированием рабочих поселков при предприятиях, состоящих из коммунальных бараков.
Комплектование трудовыми ресурсами соцгородов-новостроек первых пятилеток (1920–1940-е гг.), часто возводившихся на пустом месте – в степи, тайге или пустыне – было невозможно без массового строительства жилищ. Первым подлинно массовым жилищем, возводимым в соцгородах-новостройках первой пятилетки, являлись бараки. Бараки были массовым явлением; они обеспечивали крышей над головой около 80–85% населения промышленных новостроек.
Обсуждается ограниченность концепта «здоровый город», его нерелевантность задачам городского развития. Обозначены обстоятельства в сфере знаний и представлений, в которых идея «здорового города» может обернуться очередным инструментом манипуляции. Проведен анализ категории «место», центральной в сегодняшнем дискурсе; даны предложения по развитию указанной сферы.
Изучение возможностей цветового феномена в формировании жизнепригодной среды диктует необходимость учета целостности пространства цветового воздействия, которая охватывает биологическое цветовое поведение; осознанную Ра-терапию/хромотерапию; неизменную полихромность окружающего мира, непрерывно влияющего на организм человека; встроенность цветности в представления о жизнепригодности среды и здоровом образе жизни; а также потребность перманентного мониторинга в условиях бесконечно меняющейся реальности.
Идею здоровья города связывают, как правило, с зеленью. Все ратуют за парки, скверы, озеленение улиц, но декларации не совпадают с действительностью. С городской зеленью поступают по-варварски. «Зеленая архитектура», которая многим архитекторам кажется панацеей, на самом деле подобна фиговому листочку, который прикрывает кризис архитектуры.
В статье проводится анализ проблем экологии и реализации санитарно-эпидемиологических требований в строительстве, имеющие существенную роль для развития градостроительства. В качестве методов использованы проработка актуальных работ в данной области и выявление практических примеров обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Результатом стали предложения по развитию стандартов и норм, обеспечивающих экологическую и санитарно-эпидемиологическую безопасность городов в перспективном развитии с учетом предшествующего опыта проектирования и строительства, традиций отечественной...
Рассматриваются периоды становления курорта Сочи, специфические особенности градостроительного развития Сочинской курортной агломерации. Отмечается историческая роль мастеров архитектуры, академиков Академии архитектуры СССР в формировании его архитектурного облика. Затронуты проблемы деградации исторической среды и ее безопасности в связи с чрезмерной урбанизацией и несовершенством нормативно-законодательного регулирования процессов развития курорта с особо сложными природно-климатическими условиями. Ставится вопрос о предмете охраны исторического поселения и его границах, утверждается...
Рассматриваются история становления и развития курорта «Белокуриха», его современное состояние. Акцент сделан на оценке особенностей архитектоники места. Приведены тренды территориального планирования, связанные с дальнейшим развитием курорта, имеющего высокие качества горных рекреационных ландшафтов, аттрактивные свойства природных пейзажей, полистилевую архитектуру и идентичный, присущий этому месту, культурный код.
В статье представлены комментарии Петра Капустина по поводу статьи Елены Багиной «Системно-методологический подход к истории архитектуры и градостроительства Марка Мееровича»
В статье представлены комментарии Александра Раппапорта по поводу статьи Елены Багиной «Системно-методологический подход к истории архитектуры и градостроительства Марка Мееровича»
Чумные эпидемии превращали город из места спасения в место гибели. Чума была обезврежена химией и тут же вернулась – в утрате масштаба, росте городских территорий и дорог, в появлении чудовищных городских лабиринтов.
В Иркутске идет активная интеллектуальная работа в области архитектуры: здесь строил, возможно, самый крупный мастер советского модернизма Владимир Павлов, здесь работают его коллеги и ученики, издается журнал «ПРОЕКТ БАЙКАЛ» (главный редактор – Елена Григорьева). Журнал стал одним из лучших архитектурных журналов России. На его страницах часто ведется полемика. Такова политика журнала, авторы которого не боятся спорить и высказывать неординарные мысли. Интересны историко-теоретические исследования иркутян Константина Лидина и Марка Мееровича.
Вышел 60-й номер журнала ПРОЕКТ БАЙКАЛ, одного из лучших архитектурных журналов России. С 2019 года он имеет международный индекс цитирования SCOPUS. В журнале сложился коллектив авторов (главный редактор Е. Григорьева, Константин Лидин, Александр Раппапорт, Георги Станишев, Илья Лежава, Марк Меерович, Марина Ткачева и др.), публикуются полемические статьи на самые актуальные темы архитектурной теории и практики.
Проведен анализ пятидесяти восьми выпусков журнала PROJECT BAIKAL / проект байкал. Дан краткий исторический экскурс о создании журнала, рассказано о диапазоне отдельных рубрик и авторах, определен уровень графических материалов и полиграфических преобразований издания. Анализ раскрывает научную ценность публикуемых известными авторами материалов. Выявлен повышающийся интерес и активность архитекторов и других специалистов в предоставлении научных и исследовательских публикаций.
Рассматривается стратегия Зимнего градостроительного университета, особенности МБЗГУ 2019 года. Перечисляются эксперты и пилоты воркшопа, его участники. Практическая ориентированность воркшопа и ценность территории планирования сделали Зимник интересной территорией дискуссий и инновационных предложений.
Описываются потенциальные угрозы изменения устойчивости экологической системы озера Байкал вследствие промышленной деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. В градостроительном проекте предлагает создать на его базе технополис – эко-инновационный кластер, ориентированный на коммерциализацию инновационных экологических разработок в Байкальском регионе и повышение эффективности реализации научного потенциала Восточной Сибири.
Описывается сложившаяся ситуация с застройкой на горнолыжном курорте Шерегеш и существующие предложения по благоустройству территории. Подчеркивается важность создания единой благоприятной среды для отдыха туристов и значение вопросов транспортных и пешеходных связей всей существующей застройки. Предлагается вариант комплексного планирования курортного городка.
Медицинский кластер как составная часть Сколково тестирует современные подходы и форматы в области медицины. Здесь соединяется лечение, образование и научная деятельность. Нашей задачей было, чтобы все это функционировало в пространстве нового качества и имело инновационный архитектурный облик.