Все дальше от нас ХХ век. Погружается в прошлое, скрывается за занавесом мифов и домыслов. Почти три четверти двадцатого века прошли в мире, разделенном на две части «железным занавесом». Как развивалась советская архитектура в информационной и технологической изоляции?
Читая статью Константина Лидина АРХИТЕКТУРОСОФИЯ о приключениях архитектурных концепций в двадцатом веке, невольно задаешься вопросом: а был ли он, этот железный занавес в нашей профессии? Или все‑таки архитектурная мысль и фантазия живут в едином информационном пространстве, которое не подвластно играм...
В рубрике ГРАДО мы собрали несколько материалов, относящихся к развитию и к некоторым ярким ее представителям. Один за другим они уходят от нас. В осенний звездопад прошлого года ушел Лежава, градостроитель из блестящей команды НЭРовцев. НЭР переживает новую волну интереса у архитектурной молодежи, о чем свидетельствует популярность выставки в «Руине» МУАРа. ПБ прощается с Ильей Георгиевичем, одним из блистательных и любимых своих авторов его рассказами о военном детстве.
Биографический жанр все еще слабо участвует в движении архитектурной мысли. Мы публикуем материал о противоречивых и сложных фигурах противоречивого и сложного века – об И. В. Жолтовском и А. В. Щусеве.В «тройном интервью» К. Н. Афанасьев рассказывает о своих встречах с легендарными мастерами русского авангарда. Беседа состоялась тридцать лет назад, но ранее так и не была полностью опубликована.
Термин «креативный класс» приобрел популярность в текущем веке. Но это вовсе не значит, что век двадцатый был обделен творческими личностями.Яна Лисицина рассказывает, как объединялись в союз отъявленные индивидуалисты‑художники в Восточно‑Сибирском крае, который в 1930‑е вмещал в себя Иркутскую область, Красноярский округ, БурятМонгольскую АССР и Читинский округ. А Лео Салмин предпринимает удачную попытку освободить историю советского дизайна от «мифологических наростов» и подвергнуть изучению его наследие с позиций «археологической объективности».
История создания ярких произведений модернизма изобилует неожиданными поворотами. Читинский мастер архитектуры Виктор Кулеш вспоминает о создании самой знаменитой скульптуры в столице Бурятии, а Александр Кудрявцев рассказывает о проектировании Музыкального театра в Иркутске.Ценность наследия двадцатого века осознается далеко не всеми. Жирующий на нефти Сургут готов снести модернистский вокзал с его грандиозными консолями, чтобы построить что‑нибудь новенькое, блестящее. Иркутск упорно не понимает яркой индивидуальности Владимира Павлова и, одновременно, укорененности его...
Энергия хрущевской оттепели нашла выражение в творчестве Владимира Азарьевича Павлова, который построил в Иркутске уникальные здания и сооружения, не имеющие аналогов в мировой архитектуре. Его имя было в 1981 году названо в числе 50 выдающихся современных архитекторов мира. Вместе с тем, творчество мастера недооценено. Постройки Павлова в Иркутске находятся в неподобающем состоянии. Их необходимо реставрировать и охранять как объекты культурного наследия.
История архитектуры «с той стороны занавеса» также далека от однозначности. Одна из самых значительных фигур американской школы, возникшей и расцветшей в течение двадцатого века – Луис Кан. О нем и его идеях в открытом, эмоциональном диалоге спорят историки архитектуры.Не очень радующие параллели наблюдаются «по обе стороны» и в отношении к наследию двадцатого века. С тревогой и горечью А. Палагина пишет о разрушении шедевров японского метаболизма.
Авторы обсуждают значение Л. Кана в архитектуре и культуре ХХ века. На фоне переходного периода от модерна к постмодерну Кан остается уникальной фигурой: он взял все заботы развалившейся недостроенной Архитектуры на себя. Подчеркивается его индивидуальность и принадлежность его творчества переходной эпохе от авангарда к модернизму. Обсуждается феномен субъективности архитектурно-критических позиций и оценок.
Архитекторы, историки и архитектурные критики спорят о возможности применить понятие ироничности к архитектуре, опираясь на творчество Луиса Кана. Стилевые особенности реализаций Кана – попытка разрешения парадоксальности бытия, характерной для эпохи позднего модерна.
В новостях говорится о первой мировой столице архитектуры – городе Рио-де-Жанейро, а также о начале приема заявок на два международных конкурса: конкурс Kairo Looro и Бакинский архитектурный конкурс.
В интервью собеседники говорили о школе на 1275 учащихся в пос. Молодежный. Обсуждается инновационный характер проекта, его архитектурные принципы, а также аналогичные объекты, построенные ранее. Отмечается роль иркутской школы в российском архитектурном пространстве.
Живопись теоретика архитектуры, доктора искусствоведения, автора книги «99 писем о живописи» Александра Гербертовича Раппапорта – еще одна грань его творчества. Сам он определяет стиль своих картин как «постэклектический модернизм». Искусствоведческого анализа его работ пока нет. Эта статья – одна из первых попыток осмысления.
12 февраля 2018 года исполнилось бы 90 лет доктору архитектуры, профессору, действительному члену РААСН Илье Моисеевичу Смоляру, ушедшему 10 лет назад. 10 апреля 2018 г. Отделение градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук провело встречу «Вспоминая Смоляра», посвященную его дню рождения. Инициатором организации встречи стал успешно защитивший в свое время кандидатскую диссертацию аспирант Ильи Моисеевича, ныне главный архитектор московского института «Гипрогор» Александр Альбертович Колесников. Участники во время встречи хотели вспомнить научные,...
Для одного только упоминания о креативных проектах и заслугах Ильи Георгиевича Лежавы не хватило бы и целой книги; она, конечно же, еще будет написана. Уже в год выпуска из МАрхИ он стал одним из идеологов НЭРа... Лежава – автор десятков книг и статей в самых известных журналах, в список которых входит и культовый французский L'Architecture D'Aujourd'hui. ПРОЕКТ БАЙКАЛ был горд, оказавшись в их числе: у нас, помимо Сибстрима, Илья Георгиевич опубликовал несколько статей о классиках ХХ века (ПБ46_кварталы; ПБ49_природа в городе; ПБ53_cui_prodest).В рассказах о военном детстве,...
Факты биографии Ивана Владиславовича Жолтовского неполны и противоречивы. Многочисленные статьи об архитекторе содержат существенные расхождения. В жизни Жолтовского можно выделить три периода: детство, юность и ученичество (1867–1900 гг.); восхождение на архитектурный Олимп (1900–1917 гг.) и советский период, триумфальный и в то же время трагический (1917–1959 гг.). До вершин архитектурного Олимпа Жолтовский не поднялся ни во второй, ни в третий периоды своей жизни, хотя все основания для этого у него, как у самого мощного идеолога традиционализма в архитектуре, были. Ученики...
Рассмотрены возникновение и развитие некоторых наиболее влиятельных философских идей двадцатого века, нашедших воплощение в теории и практике архитектуры. Показан глубокий поворот, произошедший в архитектурном мировоззрении в тридцатых – шестидесятых годах двадцатого века.
В статье делается обзор наиболее значительных проектов и построек обозначенного периода. Характеризуется быстрый процесс вхождения российских архитекторов в международное профессиональное сообщество, их достижения, технические и стилистические особенности российских архитектурных проектов второй половины XX века. Подчеркивается, что креативность советской архитектуры особенно явно читается на фоне скудости материальной базы и жесткости нормативных требований к архитектурной практики.
Чем больше мы узнаем о событиях XX века, чем больше их понимаем (или мним, что понимаем), тем больше в нем разочаровываемся. Обаяние порывов и лозунгов тает, досада растет. Достижения меркнут в темном свете гигантской массы упущений, обнаружить само существование которых жесткий свет рационализма оказался неспособен. В статье, посвященной архитектуре и проектированию, мы рассмотрим лишь несколько аспектов его исторического развертывания в профессии.
Интервью знаменитого теоретика архитектуры, исследователя постмодернизма Чарльза Дженкса является частью книги проф. Г. Станишева «Архитектурные теории в монологах». В свободной разговорной манере Чарльз Дженкс делится мыслями о содержании постмодернизма и его соотношении с предыдущими этапами развития архитектурной мысли.
Микрорайоны панельной застройки – большой ресурс жилого фонда во всем мире. Только в России в них живет около 8,6 миллионов россиян [1]. Но из-за качества городской среды и инфраструктуры, а также размера жилой площади вопрос о том, как использовать данный потенциал будущим поколениям, вызывает большие споры. На примерах иркутских микрорайонов проанализированы «скрытые» ценности массовой жилой застройки и сформулированы возможные стратегии ее развития для будущих поколений.
Описывается история конкурса на новое здание библиотеки им. В. И. Ленина. Характеризуются три проекта, победивших в конкурсе. Раскрывается смысл протеста архитекторов против стиля и идей конъюнктурных проектов. Отмечается противоречивость проектов первого и второго тура у Щусева и Щуко.
Летом 1986 года Кирилл Николаевич Афанасьев рассказывал Олегу Явейну и Елене Багиной об архитекторах, скульпторах, художниках, которых он знал, с которыми ему приходилось вместе работать. Воспоминания К. Н. Афанасьева о Жолтовском, Щусеве, Алабяне, Бурове, Синявском, Мордвинове, Шадре, Меркурове и др. не прочитать ни в одной книге. Это живые свидетельства человека, для которого А. А. Веснин был учителем, М. Я. Гинзбург – товарищем по Объединению современных архитекторов, с И. В. Жолтовским он работал.
Статья посвящена истории отечественного дизайна эпохи 60–80-х годов прошлого века. Рассматривается феномен такой государственной формы профессиональной институции, как ВНИИТЭ (Всесоюзный НИИ технической эстетики), анализируются причины и особенности его появления, развития и заката. Осуществляется попытка освободить его историю от «мифологических наростов» и подвергнуть изучению его наследие с позиций «археологической объективности».
В статье поднимается вопрос о становлении профессиональной творческой организации – Союза советских художников, инициированного постановлением ЦК ВКП (б) от 23. 04. 1932 г. На основе архивных документов рассматривается начальный этап существования союза художников Восточно-Сибирского края – ВСКРАССХ.
Описывается проектирование общественных и культурных объектов в СССР, в котором принимал участие автор. Подчеркивается влияние авторитетов западной архитектуры на мышление советских архитекторов. Подробно характеризуется градостроительная ситуация, которая сложилась ко времени проектирования Музыкального театра в Иркутске, значение деятельности иркутских архитекторов, В. Воронежского и В. А. Павлова в создании генплана центра города. Формулируются принципы, ставшие основой архитектурной концепции Музыкального театра.
В эссе рассмотрено известное высказывание Л. Кана, его вопрос, обращенный к коллегам: «Чем хочет быть окно?». У Кана особое положение в архитектуре ХХ века: его можно считать одним из наиболее ярких выразителей архитектурного самосознания столетия со всей его пронзительной образностью, жесткостью и бескомпромиссностью, но и со скрытым лукавством, склонностью к манипуляции и суггестии. Последние качества стали объектом анализа.
Автор сосредотачивает внимание на проблеме современного отношения к сохранившемуся наследию метаболизма в Японии. Представлены редкие случаи реновации архитектуры этого творческого направления. Для возможной системы определения исторической ценности архитектурных объектов в Японии предлагается использовать принцип «язык – традиция – место». Для доказательства концепции неразрывности связи ценности места и времени в современной японской культуре показаны результаты натурного обследования автором одного из районов Токио – Гиндза.
Автор рассматривает конструктивные, функциональные и эстетические особенности дома галерейного типа в Иркутске. Подчеркивается инновационный характер проектных принципов и использования стандартных строительных деталей.
Иркутская архитектурная школа, сложившаяся во второй половине XX века вокруг фигуры Владимира Павлова – уникальный для советской России пример диалога передовой архитектуры модернизма с историческим контекстом города. Поэтому сегодня внимания и защиты требует уже не только дореволюционное, но и позднесоветское архитектурное наследие.
В статье описывается история создания памятника В. И. Ленину, проектирования и застройки центральной площади Советов г. Улан-Удэ. Характеризуются проектные предложения, процесс возникновения окончательного варианта, воплощенного в нынешнем облике памятника.
Байкало-Амурская магистраль – один из самых значительных проектов и строек Советского Союза второй половины двадцатого века. Рассматривается социальное и стратегическое значение БАМа. Описываются вокзалы на Бурятском отрезке БАМа, их конструктивные особенности и значение для архитектуры городов.
Железобетонное здание автовокзала города Грей, построенное в период с 1950 по 1953 год по проекту архитектора Генриха Шазаля, является частью «Современного движения» в архитектуре. Одним из самых известных представителей этого течения остается Ле Корбюзье, который в те же 1950-е годы в том же районе Франш-Конте построил знаменитую капеллу Нотр-Дам-дю-О.