ИМИДЖ – слово с широким и размытым полем смыслов. Одним своим краем это поле пересекается со значениями слова ОБРАЗ. Образное мышление, основа архитектуры и всех прочих искусств, – может быть, последнее чисто человеческое, еще недоступное компьютеру.Другим своим краем ИМИДЖ переходит в понятие ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ, важного элемента современной экономики. Имидж важен для человека, компании, города, региона, страны и особенно актуален в кризисный период, в условиях обострившейся конкуренции, борьбы за человеческий капитал, в погоне за инвестициями. Разговор о технологии создания имиджа...
Марк Меерович. Соратник, соавтор, иногда блестящий оппонент, в больших и важных делах – всегда единомышленник и партнер.Увлеченный исследователь истории советской архитектуры и градостроительства.Педагог, воспитавший плеяду благодарных учеников.Архитектор, плодотворно работавший в самом широком диапазоне – от дизайна интерьеров до концепций новых жилых районов.Организатор новаторской образовательной и проектной структуры – Градостроительной школы, супервайзер Международного зимнего градостроительного университета.Организатор новаторской образовательной и проектной...
Обсуждаются вопросы, связанные с конструированием бренда Иркутска, в том числе работу команды по разработке логотипа города. Дифференцируются понятия имидж вовне и внутренний имидж, негативный и позитивный имидж. Сравниваются слоганы, продвигающие имиджи разных городов. Подчеркивается значение архитектурных иконических объектов и монументальной скульптуры для имиджа города.
Имидж по сути своей мифологичен. По Ролану Барту, миф похож на бутылку, куда налито нечто другое, чем гласит этикетка: бутылка из-под кока-колы, а налит холодный кофе. Другой европейский мудрец, Умберто Эко, утверждал: вся наша современная цивилизация, наше «текучее время» построено на мифах и иллюзиях.Наш постоянный автор Козьма Кварталов порадует читателей очередными мифами 130-го квартала. В них речь идет о драконах и котах – мифологических животных, путешествующих во времени. Кстати, мифический бабр, символ Иркутска, давно пришел в Сто тридцатый квартал – пришел по-кошачьи,...
Чтобы увидеть город целиком, необходимо либо взлететь над ним на несколько километров, либо прожить в нем много лет. Либо охватить его одним взглядом, забыв о деталях, либо постепенно сложить общую картину из множества конкретных деталей и впечатлений. Но чаще всего имидж города складывается из нескольких, наиболее ярких и своеобразных объектов. Имидж города строится наподобие фоторобота – прическа, лоб, глаза, нос, подбородок… Набор элементов, делающих имидж города узнаваемым, в советские времена было принято издавать в виде набора открыток, и это было очень правильно с точки зрения...
Если искать в мировой культуре примеры эффективной работы с имиджем, то, возможно, самым впечатляющим образцом станет Япония. От столетий изоляционизма ей достался имидж экзотической страны, застрявшей в средневековых обычаях и нравах. Этот высокомерный имидж создали западные страны, но он разбился вдребезги в годы русско-японской войны. Тогда Запад (включая Россию) построил имидж Японии как опасной, коварной и жестокой страны кровожадных самураев. Предвоеннные годы принесли Японии крайне отрицательную репутацию страны-агрессора, захватчика и оккупанта. Гнев, страх и ненависть наполнили...
Рассматриваются организация и результаты открытых архитектурных конкурсов на проекты концертного зала и Цесовской набережной, прошедших в Иркутске. Подчеркивается, что их целью является сохранение и развитие уникальной исторической среды города, повышение рейтинга Иркутска как культурного центра. Описываются требования к размещению концертного зала и характер градостроительных решений обоих проектов.
В интервью архитектора Елены Григорьевой, члена Правления Сибирской лаборатории урбанистики Сергея Маяренкова и Президента Института развития им. Г. П. Щедровицкого Петра Щедровицкого обсуждались вопросы стратегий городского развития. Участники говорили о неравномерности экономического и социального развития городов; об условиях формирования новых социальных групп; о зависимости распределения семейного бюджета от культурных установок и ситуации в конкретных городах.
Потомственный петербургский скульптор Сергей Астапов ироничен и остроумен. Академическое образование позволяет ему работать в разных жанрах. Но в каких бы жанрах скульптор ни работал, он видит свою задачу в том, чтобы делать каждую работу на пределе возможностей. Свой стиль он называет энигматическим реализмом. Мифологемы, знакомые с детства, обретают в композициях Сергея Астапова иное измерение. Монументальные работы скульптора украшают Петербург, камерные – в музеях и частных коллекциях.
Графические работы архитектора Сергея Гладкова анализируются с точки зрения философии Витгенштейна. Сделано предположение, что тезис о ценности молчания может быть основанием для поиска новых архитектурных образов.
В статье на основе натурного изучения построек, проектов и личных бесед с архитектором анализируется его многолетняя деятельность, творческое кредо и взгляд на современную национальную архитектуру. Рассматриваются проекты и постройки, изменившие облик Якутска, ставшие знаковыми сооружениями города. Анализируются наиболее важные с архитектурной точки зрения постройки и комплексы в Якутске и Республике Саха, созданные по проектам И.С. Андросова. Акцентируется внимание на творческом кредо архитектора, его обращении к истокам народной якутской архитектуры.
Чем больше растет популярность 130 квартала, тем больше обнаруживается легенд, связанных с историческими домами и событиями, здесь расположенными. Заслуженный баюн и собиратель городского фольклора Козьма Кварталов не в первый раз открывает мифопласт в бытии этой сравнительно небольшой по размерам городской территории. Наш сюжет был инициирован художественным событием, состоявшемся в галерее сибирского искусства.
Обсуждается имидж места в качестве социально-психологической и экономической категории. Механизмы восприятия имиджа места известны и активно изучаются. Но результаты этих исследований недостаточно используются в практике развития территорий. Рассмотрены причины такого отставания.
Имидж и брендирование, будучи модными трендами и актуальным дискурсом, пространством симуляций, виртуальным миром и реалиями жизни цивилизации, неизменным отражением аутентичности и универсальности продвигаемого продукта, влияют на становление положительной репутации государств, регионов/территорий, городов, корпораций/фирм, субъектов, товаров, на их инвестиционную привлекательность. Работа с реальным пространством, средой и культурой территории позволяет проявить наиболее характерные черты имиджа территории и демонстрирует как индивидуальные, персонализованные интерпретации имиджа, так...
Описывается путешествие по итальянскому региону Апулия. Характеризуются архитектура и устройство городского пространства городков Апулии. Рассматривается зависимость устройства городов от особенностей топоса.
В архитектуре любой эпохи отражается то, чем человеческое сообщество является на самом деле. Современных обитателей квадратных метров в жилых комплексах окружающая среда делает потребителями, жаждущими острых эмоций. Здания-аттракционы, являясь своеобразными архитектурными «усилителями вкуса», удовлетворяют эту жажду на короткое время. При всей замысловатости формы они подобны яркой упаковке. Мы живем в культуре упаковки, презирающей содержание, в культуре симулякров. Архитекторы, их заказчики и те, для блага которых якобы и строятся сооружения массового потребления, не отдают себе...
Обсуждается феномен лабиринта в архитектуре и культуре, его происхождение, типология, смыслы, мифопоэтические значения. Образ лабиринта пронизывает века архитектурной истории, но он остается виртуальным героем, практически никогда не выступает во плоти, пребывает на границах повседневности. Этой загадке посвящена статья.
Образ лабиринта отражает путаницу современного мира и мировоззренческие блуждания. Тот, кто входит в лабиринт не похож на того, кто выходит – это человек переродившийся. В лабиринте происходит реинкарнация. Архитектура не таится и вне своей явленности не существует. Лабиринт не виден изначально, он превращается в лабиринт в ходе поисков, в погоне за секретом.Современная архитектура, с ее искусственной или естественной страстью к прозрачности, хорошей ориентации и дальнозоркости, лишает город культовых лабиринтов и чуда.
Описываются коллекция и архитектура музея Фридера Бурда в Баден-Бадене. Приводятся данные об архитектурных и строительных особенностях музея, фрагмент программного текста Ричарда Мейера о проекте музейного здания Фридера Бурда. Подчеркивается значение природного окружения, света и воздуха для динамичной архитектуры здания музея Бурда.
Описываются коллекция и архитектура музея Кунстхалле Вюрт в Швебиш-Халле. Приводятся данные об архитектурных и строительных особенностях музея. Подчеркивается значение атмосферы средневекового немецкого города для архитектуры музея.
Высокий авторитет и престиж британского образования во многом опирается на неповторимый имидж традиционного английского колледжа. В статье живым и непосредственным языком описаны впечатления от визита в один из старейших учебных заведений Европы – Винчестерский колледж.
В ряду основополагающих категорий культуры Японии, которые используются для сохранения и актуализации традиций в современной архитектуре страны, особое место занимает «прозрачность». «Прозрачность пространства» отрицает идею границы или барьера в архитектуре, подчеркивается и усиливается его пустотой. В содержании понятия «прозрачность» в европейском сознании и в Японии можно обнаружить кардинальные различия: европейский менталитет ассоциирует «прозрачность» с иллюзорностью и эфемерностью (именно такие качества закладываются в образ современной архитектуры Запада), а в Японии...
В работе представлен сбор и сопоставление информации о современной японской архитектуре. Кратко изложены биография и идеи японского архитектора Тайра Нисидзава о будущем архитектуры; представлены проекты и их характеристика.
На примере раскопок и реконструкций нескольких примечательных доисторических поселений рассматриваются пути развития японской архитектуры времен неолита и бронзы (эпохи Дзёмон и Яёй). Описываются основные типы и конструкции построек (татеана и такаюка), анализируются иностранные влияния и самобытные черты в японской архитектуре ранних этапов развития. Статья дает представление о социальных и религиозных условиях развития японского общества того времени, знакомит с основными, связанными с архитектурой, артефактами искусства неолита и бронзы (догу и ханива). Излагаются проблемы...
В статье рассматривается развитие архитектуры японских чайных комнат и эстетической философии «пути чая» в японском обществе. Описываются история зарождения традиций чайной архитектуры, основные типы и конструкции построек, особенности и правила формирования прилегающей садовой территории. Подчеркиваются заслуги мастера Сен-но-Рикю, который определил эстетику как самого чайного действа, так и архитектуры в стиле хижин соан, садового ландшафта родзи и чайной утвари, основывалась на традиционных японских принципах ваби (простой, естественной, неидеальной красоты) и саби (патины времени).
Статья посвящена творчеству современного японского архитектора Тадао Андо, приемам формообразования и организации пространства, вписывающим его постройки в любой культурно-исторический контекст. Исследовательский центр Бенеттон в Тревизо (Италия) дает возможность проследить, каким образом приемы, уходящие корнями в японскую традицию, взаимодействуют с европейским контекстом. Авторское формообразование при этом выстраивается под влиянием двух действующих сил: японской архитектурной традиции и архитектурной традиции места расположения объекта. Сущность приема зачастую исходит из...
Статья построена на материале интервью с Ричи Мияке, японского архитектурного критика. Обсуждаются проблемы своеобразия японской архитектурной традиции ХХ века, ее взаимодействие с европейскими идеями и течениями, а также влияние технологии на менталитет японских архитекторов. Описываются источники инноваций в японской архитектуре. Ставится вопрос о своеобразии современного периода развития японской архитектуры.
Описывается идея создания садов Этрета, значение пленэрной скульптуры в конструировании нового пространства. Характеризуется скульптура Даши Намдакова «Медитация», установленная в зеленом лабиринте. Подчеркивается оригинальное решение ее размещения в ландшафте лабиринта.