Экзотика Востока на Всемирной выставке 1900 года в Париже и ее отголоски

Авторы

  • Мария Нащокина Российская академия художеств

Загрузки

DOI:

https://doi.org/10.51461/issn.2309-3072/82.2430

Ключевые слова:

архитектор А. Марсель, мотивы индуистской архитектуры, храмы Индии и Камбоджи, особняк Э. Эмпейна в Каире, «Углекислые ванны нарзана» в Кисловодске, архитектор А. Н. Клепинин

Аннотация

Рассмотрено влияние Всемирной Парижской выставки 1900 года на появление построек, в которых были использованы образы и формы древних памятников Индии и стран Юго-Восточной Азии. Выставка позволила поближе познакомиться с экзотической культурой этих стран, в том числе благодаря работам архитектора А. Марселя (павильон Камбоджи и панорама «Вокруг света»). По его проекту в Каире был построен дворец Э. Эмпейна, воспроизводящий формы храмов Индии и Камбоджи. Исследованы российские примеры использования подобных форм («Углекислые ванны нарзана» в Кисловодске), а также декора, связанного с этой экзотической тенденцией (рельефы слонов в доходном доме в Самаре и их скульптурные изображения на даче самарского купца К. Головкина).

Как цитировать

Нащокина, М. (2024). Экзотика Востока на Всемирной выставке 1900 года в Париже и ее отголоски. проект байкал, 21(82), 60–67. https://doi.org/10.51461/issn.2309-3072/82.2430

Опубликован

2024-12-30

Выпуск

Раздел

refereed articles - рецензируемые статьи

Библиографические ссылки

Bacot, J.-P. (2005). ‘Le Tour du monde’, dans La Presse illustrée au XIXe siècle: une histoire oubliée (pp. 95-98). Limoges: PULIM.

Baron Empain. (n.d.). Face Collection. Retrieved July 22, 2024, from http://facecollection.ru/people/baron-empeyn

Dubyansky, A. M. (1996). Khram iduitskii [Hindu Temple]. In Hinduism. Jainism. Sikhism. Moscow: Respublika.

Farhat Art Museum Collection. (n.d.). Louis Jules Dumoulin (1860-1924). Orientalist Artworks. Retrieved July 20, 2024, from https://orientalistarts.wordpress.com/2015/08/06/louis-jules-dumoulin

Japanse Toren en Chinees Paviljoen beschermd als erfgoed (2019, December 12). Bruzz. Retrieved July 20, 2024, from https://www.bruzz.be/culture/cultural-news/japanse-toren-en-chinees-paviljoen-beschermd-als-erfgoed-2019-12-12

Luzin, S. S. (2021, October 6). Zodchii Andrei Klepinin [Architect Andrei Klepinin]. Kislovodskaya gazeta. Retrieved August 22, 2024, from http://kisgazeta.ru/novosti/zodchij-andrej-klepinin.html?ysclid=lr0ei9ht4q862794135

Marcel, A. (1924). Orientalisme et Architecture Contemporaine, compositions décoratives et architecturalles. Paris: Editions Albert Mornacé.

Ostroumova-Lebedeva, A. (1945). Avtobiograficheskie zapiski [Autobiographical notes] (Vol. 2, pp. 199-200). Leningrad: Iskusstvo.

Rastogi, T. (2023, May). Study of North Indian-Style or Nagara Style of Indian Architecture in the Temples of Gwalior Fort. In Geologic Heritage, Traces of Ancient Life and Preserved in Earth’s Crust by Natural Processes (pp. 1-14). Retrieved August 22, 2024, from https://www.researchgate.net/publication/370843563

Rousselet, L. (n.d.). Panorama du Tour du Monde - Expo Paris 1900. Worldfairs. Retrieved August 20, 2024, from https://www.worldfairs.info/expopavillondetails.php?expo_id=8&pavillon_id=2411

Shpakov, I. V. (2008). Belgiisky period russkogo tramvaya [Belgian period of the Kursk tramway]. Kurskiy krai, 7-8, 108-109.

Vlasov, V. G. (2010). Chinoiserie. In New Encyclopaedic Dictionary of Fine Arts: in 10 vols. (Vol. 10, pp. 567). St. Petersburg: Azbuka-Klassika.

Volait, M. (2009). Dans l’intimité des objets et des monuments: l’orientalisme architectural vu d’Égypte (1870-1910). Orcid. Retrieved August 22, 2024, from https://orcid.org/0000-0001-5239-7909

Volait, M., & Minnaert, J.-B. (n.d.). Héliopolis, création et assimilation d’une ville européenne en Égypte au XXe siècle. OpenEdition Books. Retrieved July 22, 2024, from http://books.openedition.org/pufr/3077

Vozvrashchayas k Golovkinu [Returning to Golovkin]. (2006). Samara: Agni.