Плоские каменные потолки в средневековом армянском зодчестве

Авторы

  • Армен Казарян Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

Загрузки

DOI:

https://doi.org/10.51461/issn.2309-3072/82.2435

Ключевые слова:

плоский каменный потолок, армянская архитектура, Ани, мемориальное зодчество, полихромная кладка, античная традиция

Аннотация

Для средневековой архитектуры плоские каменные потолки не были типичными. Тем не менее исключительное развитие такие потолки имели в армянской архитектуре с XI по XIII век. Исполнялись они в разной технике кладки и с декором, напоминающим звездное небо. Впервые приведен обзор плоских потолков в хронологическом развитии, исследована их роль в композиции зданий. Анализ нацелен на выявление причины их широкого применения в мемориальных постройках. Исходные образцы были созданы в Ани еще в XI веке, и это направление развивалось в армянской столице и монастырских постройках и в дальнейшем.

Как цитировать

Казарян, А. (2024). Плоские каменные потолки в средневековом армянском зодчестве. проект байкал, 21(82), 82–86. https://doi.org/10.51461/issn.2309-3072/82.2435

Опубликован

2024-12-30

Выпуск

Раздел

refereed articles - рецензируемые статьи

Библиографические ссылки

Baladian, A. T., & Thierry, J.-M. (2002). Le couvent de Horomos d’après les archives de Toros Toramanian. Paris: Academie des Inscriptions et Belles-Lettres.

Donabédian, P. (2019). Ani’s Multicultural Milieu, and New Trends in Armenian Architecture During Queen Tamar’s Period. In Z. Skhirtladze (ed.), Ani at the crossroads. International conference 17-18 November, 2017 (pp. 121-152). Tbilisi: Ivane Javakhishvili Tbilisi State University.

Donabédian, P. (2020). Armenia – Georgia – Islam: A Need to Break Taboos in the Study of Medieval Architecture. In L’arte armena. Storia critica e nuove prospettive. Studies in Armenian and Eastern Christian Art 2020 (pp. 62-112). Venezia: Edizioni Ca’Foscari.

Guidetti, M. (2017). The ‘Islamicness’ of Some Decorative Patterns in the Church of Tigran Honents in Ani. In Architecture and Landscape in Medieval Anatolia, 1100-1500 (pp. 155-181). Edinburgh: Edinburgh University Press.

Karapetyan, S. (2011). Ani - 1050: illustrated album. Yerevan: Foundation for the Study of Armenian Architecture (In Armenian, English and Russian).

Kazaryan, A. (2015). The Architecture of Hoṙomos Monastery. In E. Vardanyan (Ed.), Hoṙomos Monastery: Art and History (pp. 55-205). Paris: ACHCByz.

Kazaryan, A. (2018). The Armenian Cathedral of Saints James in Jerusalem: Melisende and the question of exchange between East and West. In Romanesque Patrons and Processes: Design and Instrumentality in the Art and Architecture of Romanesque Europe (pp. 83-92). Routledge.

Kazaryan, A. (2023). Architectural peculiarities of the zhamatun of the church of Tigran Honents in Ani. Questions of the History of World Architecture, 20, 76-92.

Kevonian, K., Hasratian, M., & Haghnazarian, A. (2002). Saghmosavank. Yerevan: Hayastan (In Armenian and French).

Makayelyan, L. (2024). Returning to Joseph Orbeli’s essay ‘Muslim Tiles’. Artistic features of stone mosaics in the decoration of Armenian monuments of XIII-XIV centuries and their Islamic parallels. Questions of the History of World Architecture, 22 (in press).

Tokarskiy, N. M. (1973). Arkhitektura zamka Anberd [Architecture of Anberd Castle]. In On the pages of Armenian architecture (pp. 23-50). Yerevan: Hayastan.

Toramanyan, T. (2012). Ani. Tserkvi roda Pakhlavuni [Ani. Churches of the Pahlavuni family]. Yerevan: Service of Historical-Architectural Museum-Reserves and Protection of Historical Environment (In Armenian, Russian and English).