Пространство для нервной ткани: Вместо предисловия

Авторы

  • Konstantin Lidin Иркутский государственный университет путей сообщения

Загрузки

DOI:

https://doi.org/10.7480/projectbaikal.44.852

Ключевые слова:

Cambridge campus, nervous tissue, university complex, flow of information

Аннотация

Университетский кампус – это не просто комплекс жилых, учебных и вспомогательных строений. Кампус – это определенный образ жизни. Он формируется для выполнения вполне определенной задачи – сохранения и производства знаний. Система хранения и обработки знаний социума по своим функциям аналогична нервной системе организма.

Чем мощнее научно-университетская сеть в сообществе, тем оно «умнее», технологичнее, разнообразнее и гибче в своих реакциях на внешние стимулы. Нервная система современных государств устроена аналогично нервной системе насекомых – с узлами (ганглиями) и разнообразными органами чувств.

Университетский кампус это сложный комплекс «органов чувств» (исследовательских лабораторий) и «ганглий» (теоретических групп, семинаров и так далее). Нервная ткань – самая нежная и капризная из всех тканей организма. При недостатке питания, чересчур сильных или наоборот, слишком слабых воздействиях извне нервная система отказывает. Ее сигналы искажаются, возникают либо невралгии, либо анестезии. Если же нарушения в работе нервной системы станут еще серьезнее, то недалеко и до полного паралича.

Университетский кампус призван обеспечить комфортные условия для работы ученых – хранителей и производителей знаний. Комфорт для этих людей составляет понятие особое. Как правило, уровень материальных потребностей у обитателей кампуса невысок. В требованиях к еде, одежде, жилище житель кампуса очень неприхотлив.

Разумеется, необходимо чувство безопасности – любое насилие в кампусе, как прикосновение к обнаженному нерву, очень болезненно. Но самое важное, жизненно необходимое в кампусе – это постоянный, мощный поток информации во всех возможных видах. Интернет, библиотеки, научные конференции, симпозиумы и прочие форумы необходимы кампусу как воздух. Без них он задыхается и умирает. При этом внешне, для постороннего наблюдателя, все эти «приключения мысли» почти незаметны. Напряженно мыслящие люди выглядят какими-то ленивыми, даже вялыми. Настоящая работа мысли – это не напряжение, как у роденовского «Мыслителя», а расслабленность и медитативный покой. (Может быть, поэтому работники умственного труда в глазах администраторов иногда выглядят просто бездельниками?..)

В позднем Средневековье и в эпоху Ренессанса первые университеты переняли у монастырей опыт создания укладов жизни, комфортных для «нервной системы» социума. К этому тысячелетнему опыту трудно добавить что-то принципиально новое, поэтому современные кампусы (или современные элементы старых кампусов) строятся по тем же принципам, что и в тринадцатом веке.

Один из старейших университетских комплексов Европы – Кембридж представляет собой замечательный пример и образец эффективно устроенного кампуса. Его имидж менее аристократичный и более прикладной, чем у вечного соперника – Оксфорда. Но устроены оба почти одинаково. Финансовая и политическая независимость защищает их от экономических колебаний и правительственных кризисов, как череп укрывает головной мозг от ударов и холода. Внутреннее пространство кампусов традиционно, уютно и спокойно. Интеллектуальная жизнь их насыщена мощными потоками новых знаний.

Каково жить в кампусе Кембриджа? Интервью от первого лица – в статье Екатерины Антипиной «На английской стороне, на чужой планете... Разговор с резидентом Кембриджа».

Как цитировать

Lidin, K. (2015). Пространство для нервной ткани: Вместо предисловия. проект байкал, 12(44), 148–148. https://doi.org/10.7480/projectbaikal.44.852

Опубликован

2015-05-25

Выпуск

Раздел

Short articles - Краткие статьи