Термин «конверсия» (от лат. conversio – «изменение», «превращение») используется в разных сферах – экономике, промышленности, маркетинге, финансах, психологии и даже лингвистике. И если, скажем, в оборонной промышленности это слово сейчас далеко не так актуально, как в период сокращения военных расходов 90-х, то в урбанистике, напротив, конверсия, переосмысление целых городских кварталов и даже районов находится на пике интересов градостроителей и архитекторов. Это касается в первую очередь тех районов города, которые опустели в результате распада промышленности в тех же 90-х....
Обсуждаются вопросы, касающиеся процессов конверсии в динамике жизни города. Рассматриваются проблемы конверсии иркутских промышленных предприятий, их случайный или закономерный характер. Высказываются обоснованные мнения об изменениях в городской топонимике. Анализируются случаи захвата территорий на берегах Ангары и Байкала.
Как все меняется! Что было раньше птицей, Теперь лежит написанной страницей; Мысль некогда была простым цветком, Поэма шествовала медленным быком; А то, что было мною, то, быть может, Опять растет и мир растений множит.Н. Заболоцкий, «Метаморфозы» (1937)Латинское слово «конверсия» близко по смыслу греческому «метаморфоза», но не совпадает с ним. Если метаморфоза – это смена формы, то конверсию следует понимать как смену смысла, идеи. Поэтому в конверсионных процессах всегда присутствует мотивностальгической печали по утраченным смыслам. Иосиф Бродский...
В разделе «Конверсия по-европейски» помещены две почти детективные истории о превращении тюремных замков в новый городской квартал (Германия) и сад (Великобритания). Обновленный немецкий квартал сумел органично встроиться в структуру ядра имперского города за счет размещения в историческом здании образовательных учреждений с одновременным усилением торговой функции, а английский сад стал воплощением гармонии старых кирпичных стен и анфилады растительных интерьеров. Большая статья нашего постоянного автора из Франции Кристиана Хорна рассматривает регенерацию промышленных объектов и зон...
Подборка материалов «Конверсия профессии» окрашена в тревожные тона: историки и теоретики архитектуры размышляют о том, как меняется смысл и содержание понятия «профессиональный архитектор».В отличие от теоретиков российские практики с энтузиазмом и оптимизмом рассказывают о новшествах в своей работе: соучаствующему проектированию не обучали в отечественных вузах. Горожане все чаще если не соавторствуют в проектах, то уж точно полноценно соучаствуют в составлении задания. Новым для себя опытом делятся красноярский мастер и молодые иркутские урбанисты.Ветеран отечественного...
Излагается история проведения конкурса на проект и проведение капитального ремонта Дворца Бракосочетания в Иркутске. Ставится вопрос об участии автора-архитектора в проектировании капитального ремонта и необходимости авторского надзора. Подвергаются критике некорректные действия проектной организации, осуществлявшей проект капитального ремонта.
Рассматриваются процессы реновации бывших промышленных предприятий на территории Иркутска. Описываются примеры конверсии промзон в разных городах Европы и в Москве. Приводятся примеры превращения бывших промышленных предприятий Иркутска в художественные центры. Излагается концепция генплана по превращению бывшей ТЭЦ-2 и чаеразвесочной фабрики в общественное культурное пространство.
Дается характеристика методологии Международного зимнего градостроительного университета, темы и команд-участников 19-й сессии. Описывается площадка для проектирования, техническое задание и последовательность работы команд-участниц. Подчеркивается значение заброшенных территорий как скрытых ресурсов для развития города.
Рассматривается феномен конверсии кайзерского склада Гамбургской гавани и появление Эльбской филармонии. Описывается ее архитектура, особенности включения филармонии в культурную жизнь Гамбурга и разнообразие культурных функций, запроектированных архитекторами.
Рассматривается публичное обсуждение проектов общественных пространств в четырех округах Иркутска. Излагаются основные позиции проекта «Формирование комфортной городской среды». Характеризуются особенности общественного обсуждения проектов в разных районах города и разными категориями горожан.
Рассматриваются основные творческие принципы Центра детского творчества архитектуры и дизайна «Пирамида», его история. Описываются методические приемы обучения, проекты Центра, акции. Подчеркивается значение принципа непрерывного художественного образования для детей.
Термин «конверсия» используется в различных областях науки и практики. Наиболее общий его смысл заключается в переосмыслении, смене смысла чего-либо. Рассмотрено эмоциональное содержание как основной смысл архитектурных объектов. Показана связь между эмоциями и свойствами информационных потоков в обществе. Параметры движения информации в социуме (и, как следствие, преобладающие группы эмоций) закономерно изменяются со временем. Изменения носят циклический характер. В соответствии с этим преобладающий тип эмоций (стиль, мода) циклически определяет и преобладающий в данное время смысл...
В статье описывается история создания крепости и города Александрополь и реконструкции Черного форта. Рассматривается уникальность условий существования и реконструкции с элементами реставрации российской военной базы, гражданского города и традиций частно-муниципального партнерства. Используется понятие «вернакулярный город». Подчеркивается значение для формирования культурного центра межрегионального масштаба вновь возникшего многофункционального комплекса на месте военного объекта.
Процесс конверсии города Чаттануга (штат Теннесси) рассматривается в контексте процессов перестройки экономики развитых стран. Традиционная экономика стала причиной роста социального напряжения в обществе. Теория городского управления не могла сформулировать подходы к решению насущных городских проблем. Анализируются новые подходы и успехи оздоровления городской среды Чаттануги. Описываются стратегии и практические меры по конверсии города.
Статья посвящена семиологическим аспектам визуальной репрезентации города, ее историческим и актуальным культурно-смысловым детерминантам. На примере Москвы рассматривается феномен воспроизводства средневекового образа невидимого города в системе градостроительных, социальных и политико-символических практик.
Анализируется реконструкция промышленных объектов и модернизация заводских территорий. Представляются цели, задачи, методы, приемы и направления адаптации постиндустриальных территорий к современному городу. В качестве примера выбран проект реновации объектов бывшего ликеро-водочного завода города Улан-Удэ и ревитализация их в новом качестве – «Центра современного искусства».
Презентируется проект реновации территории бывшего сереброплавильного завода (спичечной фабрики) в Барнауле. Описывается история завода. Предлагается концепция организации музейно-выставочного комплекса как органической части туристско-рекреационного кластера.
Описывается история формирования индустриальных зон в планировочной структуре города от становления Иркутска до нашего времени. Рассматриваются основные факторы, определившие размещение предприятий на тех или иных городских территориях, а также процессы влияния производственной функции на развитие и трансформацию города.
Темой сессии Байкальского Зимнего градостроительного университета стала конверсия Затона – района в центре Иркутска, за свою долгую историю неоднократно менявшего смыслы. Полуостров, на стыке XIX и XX веков фатально отрезанный от материка Транссибом, расположен у впадения Иркута в Ангару. Затон остановился в своем развитии и совсем не похож на центральный район города, коим является по своему географическому положению. Застройщики предпочитают гринфилды, свободные территории, а тут – склады, лесопилки и верфи, но при этом нет ни сетей, ни дорог. Понятно, что, как только инфраструктура...
Развитие (реконструкция) старых промышленных территорий (браунфилдов) сейчас входит в число важнейших задач растущих городов, поскольку эти территории представляют собой ценный ресурс для их дальнейшего развития. Реконструкция полуострова Затон в Иркутске имеет огромное значение не только для устойчивого развития самой территории полуострова, но и города в целом. В статье говорится о задачах и вопросах, поднятых на 19-ой сессии Байкальского Зимнего градостроительного университета, а также о ее результатах.
Представлены проекты разных лет студентов-архитекторов, выполненные под руководством архитекторов Макогон Любови Николаевны и Селиванова Романа Александровича, доцентов кафедры архитектурного проектирования ИАСиД ИРНИТУ. Руководители рассказывают об их подходе к проектированию территории Затона, о проблематике, о путях решения архитектурно-градостроительных проблем и транспортной доступности, о требованиях и задачах, поставленных перед студентами.
Описывается возникновение на месте бывшей тюрьмы в центре города нового городского квартала, который непосредственно входит в структуру исторического ядра имперского города. В результате усилилось значение нового городского квартала за счет размещения в историческом здании образовательных учреждений с одновременным усилением торговой функции центра города.
Описывается история возникновения и эволюция садов замка Сиссингхерст. Дается характеристика владельцев замка и стилей, в которых выполнены фрагменты садов.
В основу статьи положено интервью, которое Фрэнк Гери дал Георги Станишеву в 1998 году. Мастер деконструктивизма раскрывает основы своего творческого метода, в котором яркая индивидуальность сочетается с постепенным поиском архитектурного решения в сложном, многостороннем диалоге. Результатом становится глубокая конверсия смыслов не только локального архитектурного пространства, но и целого города.
Регенерация промышленных объектов – одна из главнейших задач городского развития. Упадок промышленных территорий в Европе начался после 1950 года. Процессы регенерации начались с 1970 года, поэтому сегодня мы имеем возможность изучить множество примеров регенерации объектов на различных территориях. По всему миру продолжается рост городов, при этом зачастую игнорируется потенциал регенерации старых промышленных объектов внутри существующей городской среды. По-прежнему считается более легким и дешевым строительство объектов «с нуля», тогда как долгосрочные природоохранные расходы не...
В статье подвергается сомнению общепринятое определение архитектуры как профессии, поскольку подлинный предмет архитектуры не определен. Подчеркивается бессистемный набор изучаемых в архитектурных школах предметов и неопределенность статуса архитектора в демократическом обществе. Кризис, переживаемый архитектурой в третьем тысячелетии, может либо завершить превращение архитектуры в строительный дизайн, либо архитектура обретет профессиональный статус.
Архитектор – антропологическая проблема, поскольку мы не знаем, что такое архитектура и по силам ли человеку создавать архитектуру. Ущербность существования архитектуры как профессии постоянно приводит архитекторов, с одной стороны, к мании величия и непогрешимости, а с другой – к отчаянию и сомнению. Эта сторона дела практически никогда не освещается ни в критике, ни в полемике, ни в мемуарах. Новая, еще не родившаяся ветвь архитектуроведения – профессиональная антропология архитектора – могла бы осветить скрытые стороны профессии и помочь архитекторам в самоопределении.
За разнообразием смыслов слова «конверсия» сегодня вновь становится возможно углядеть новые горизонты трансформации деятельности, в т. ч. – архитектурной и проектировочной, но для этого необходимо очистить слово от привнесенных смыслов и постичь его глубину. Разделяя высказанное Константином Лидиным видение ожидаемой трансформации архитектурной профессии в сторону сбережения социально-экологических и культурно-экологических ценностей, автор предлагает обсудить границы и возможности такой трансформации.
Анализируется опыт проектировщиков по созданию образа набережной Енисея в городе Дивногорске. Подчеркивается необходимость диалога архитекторов с различными группами населения, дифференцированным по возрастам, менталитету и сферам деятельности. Предлагается стратегия проведения переговорных площадок как эффективного механизма проектирования городской среды.
Рассматривается история проектных организаций в Советском Союзе и России, их значение и направления деятельности. Анализируются современное состояние градостроительства и проектирования городов, принципы руководства проектными институтами. Приводятся слова Президента России из Послания Федеральному собранию.
Рассматривается принцип использования природных форм; показана история возникновения и современное состояние идей и приемов, основывающихся на использовании закономерностей построения природных форм в архитектуре. Анализируются основы архитектурной бионики, дается широкий обзор применения форм деревьев и яиц в конструкциях и архитектуре в мировой и отечественной практике.
Рассматривается реорганизация территории шелкопрядильной фабрики «Красная Роза» в Хамовническом районе Москвы. Излагается концепция превращения нерентабельного советского производства в многофункциональный бизнес-центр. Описываются ситуации, возникавшие в процессе проектирования и реализации проекта, опыт взаимодействия с инвесторами, заказчиками партнерами.