Разнообразится все, обновляет свой вид; народиться –
Значит начать быть иным, чем в жизни былой; умереть же –
Быть, чем был, перестать; ибо все переносится в мире
Вечно туда и сюда: но сумма всего постоянна.
Публий Овидий Назон. Метаморфозы. Книга 15, стих 250
В мире ничего не исчезает, а только переходит из одной формы в другую, точно такую же.
Михаил Жванецкий
Изменения в сегодняшнем мире происходят с калейдоскопической быстротой.
Архитектура со времен своего возникновения воспринималась как система разграниченных...
В новостном разделе представлен второй цикл премии МСА-2030, а также победители конкурсов International Design Awards и The Architecture MasterPrize за 2023 год.
Статья содержит краткую информацию и общий анализ итогов Открытого всероссийского конкурса на разработку лучшего проекта храма преподобного Сергия Радонежского для студенческого городка Иркутска, итоги которого подведены 22 ноября 2023 года. Проведен сравнительный анализ победителя конкурса – проекта творческой группы московских архитекторов во главе с Андреем Анисимовым и двух других проектов, вышедших в финал конкурса. Конкурс отразил основную направленность творческих концепций проектирующих православные храмы современных зодчих.
Премии Иркутской области в 2023 году были присуждены членам Союза архитекторов России. Сергей Демков награжден в номинации «Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства» премии губернатора Иркутской области творческим работникам за достижения в области культуры и искусства. Владимир Стегайло награжден премией в области архитектуры и садово-паркового искусства имени выдающегося деятеля культуры и искусства Иркутской области Владимира Павлова. В статье описываются заслуги лауреатов, раскрывается информация об архитекторе В. А. Павлове.
В честь известного советского и российского архитектуроведа и архитектора, доктора исторических наук и доктора архитектуры, профессора, заслуженного архитектора России, иркутянина, любившего и защищавшего свой родной город, Марка Григорьевича Мееровича (1956–2018) учреждена премия, которую вручают в Иркутске уже в третий раз. В статье описывается история, состав награды, раскрыт расширенный формат церемонии вручения премии, упомянуты номинанты 2023 года: Н. Красная (номинация «Мастер») и Я. Лисицина (номинация «Эксперт»).
Региональные проекты «Музей под открытым небом» и «Область достижений» – это молодежные проекты в Иркутской области по росписи фасадов жилых домов масштабными изображениями.
Развитие архитектуры модернизма и постмодернизма рассмотрены на примере стиля брутализм как колебательный процесс между стремлением к суровой правдивости и преобладанием декоративности. Рассмотрены метаморфозы стиля брутализм в зависимости от места и времени реализации. Показано, что при всех вариациях стиль брутализм сохраняет свою опору на архетип Героя, который противостоит архетипу Трикстера, опорному для постмодернизма. Требование суровой правдивости входит как одно из базовых атрибутов архетипа Героя.
Развитие и деградация в архитектуре – понятия относительные. В наше время критерии развития оказываются подчиненными желаниям тех или иных социокультурных групп: национальных, религиозных, имущественных и др. В такой ситуации практически невозможно опереться на какую-либо теорию или методы развития и деградации, преодолевающие исторически сложившуюся разницу в понимании и подходах.
Традиционные основы архитектуры, складывающиеся тысячелетиями, были разрушены в начале ХХ века. История форм превратилась в теорию форм, что привело к карнавалу быстро меняющихся архитектурных стилей,...
«Превращения» как суть Овидиевых метаморфоз являются одной из форм жизни, целью и потенциальной возможностью развития мира. Своеобразным стимулом возникновения метаморфоз и\или их основой нередко служит амбивалентность. Амбивалентный потенциал мира провоцирует экспансию превращений/метаморфоз. «Превращения» предстают актуальными тенденциями архитектуры и дизайна, включая трансформации объектов и сред; появление своеобразных «архитектурных кентавров» и гибридных сред; имитации и мимикрирующие фасады/среды.
Проанализировано влияние технологий искусственного интеллекта на сферу проектно-художественной культуры в целом и на креативные процессы в дизайне, архитектуре и визуальных искусствах. Фактор искусственного интеллекта рассматривается не столько в прикладном, инструментальном смысле, сколько в качестве глобального драйвера культурно-технологической революции, способной уже в обозримом будущем изменить весь цивилизационный уклад человечества. В этих условиях креативная сфера становится тем «полигоном смыслов», где могут отрабатываться стратегические сценарии взаимодействия человека с...
Сокровища мировой архитектуры, отражающие теории и концепции, принципы и приемы проектирования, являются неисчерпаемой базой для роста и развития молодых архитекторов, поиска идей для создания образа и формы объекта. Искусственный интеллект, помимо разработки поэтажных планов, конструктивных схем, паттернов для принятия экологичных и организационных решений и т. п., может эффективно генерировать концептуально-прототипные образы, применяя метод диффузий. Искусственный интеллект позволяет значительно сократить время творческого процесса, предлагая широкий выбор вариантов креативных и...
Становление машинно-информационной цивилизации деконструирует метафизику и изменяет ментальность. Требование нелинейности мышления в градостроительстве является одним из важнейших аспектов его генезиса. Континуум сознания и жизнеобустройства несводим в хронологическую или логическую одномерность и однолинейность. Такой подход предполагает в рамках нового научного направления кибернотопики (исследующей механизмы региональной идентичности) разработку контуров создания образа-метаболы как выразительного художественного средства создания емкого, многоканального эстетического сообщения....
В Иркутске долгое время топонимика была наукой теоретической: названия новым улицам давали редко. Однако в названиях улиц отображена история города, память о населявших его людях, достопримечательностях, об их идеологических предпочтениях. Когда мы даем имена улицам, мы формируем и наследие для наших потомков. Топонимы нужно рассматривать как исторический памятник, фиксирующий все особенности жизни города – от рельефа до занятий жителей, от важных объектов до памятных событий. «Топонимическая реставрация» не попытка «белого реванша» – это связь времен, лицо нашего города, которое не...
С конца ХХ века во всем мире начинают существенно меняться роль и функции музеев, расширяется их привычное классическое понимание. В Японии также шли поиски соответствия музеев новым современным требованиям в русле мировых тенденций. Японские эксперименты в этой области выводят на первый план архитектуру музея, доводя до абсолюта ее значение и ценность. Результатом стало появление нового вида музеев в Японии – музеев без коллекций, где главным и единственным экспонатом является архитектура.
В статье рассматривается территория индустриального архитектурного наследия Электровагоноремонтного завода (ЭВРЗ) Красноярска как места создания района современной жилой застройки с активной городской жизнью. При этом решаются многоступенчатые задачи застройки и развития территории, включая современную инфраструктуру, которая станет точкой притяжения горожан различных возрастных категорий. Цель описанной в статье работы – создание стратегии развития территории ЭВРЗ (44,85 га) и дальнейшее распространение опыта трансформации и промышленной застройки на все прирельсовые территории и...
Сохранение исторического наследия потенциально может выступать в качестве средства регенеративного проектирования в соответствии с концепцией устойчивой архитектуры. Идея возрождения памятников – это инструмент сохранения и восстановления больших зеленых насаждений и биоразнообразия. Возможно создание мультипликативного эффекта между историческими и запрашиваемыми ценностями современной среды: возрождение дервишских отелей – «ханаки» для цифровых кочевников, винных таверн для туристов, ремесленных мастерских, садов, искусства и других, чтобы сохранить ремесла, природную среду, участвуя в...
Сроки жизни архитектурных объектов меняются в самых широких пределах – от нескольких дней до тысячелетий. Чаще всего построенный объект начинает меняться, трансформироваться еще до окончания строительства – и продолжает это делать в каждый из дней своего существования. Его облик меняют стихии и само течение времени, но еще большие изменения приносят люди, расписывая стены зданий граффити и устраивая инсталляции. Стрит-арт – искусство спонтанное, но существенно меняющее смысл и образ городских пространств.
Феномен современного граффити с трудом поддается теоретическому осмыслению ввиду своего сложного, комплексного характера. В статье предложено рассматривать граффити как синтетическое явление, объединяющее художественные задачи трансляции эмоциональных состояний с задачами выражения социальных идей (включая протестные и даже революционные), а также задачи общения между различными культурами – культурами различных эпох, локальными культурами и субкультурами горожан. Данный подход показан на историческом примере мексиканского мурализма. На основе предлагаемого подхода рассмотрены...
Расцвет культуры граффити в современных городах – явление многомерное, имеющее сложный социокультурный, художественный и исторический генезис. В настоящей статье сделана попытка противопоставить чисто искусствоведческому взгляду на феномен граффити анализ его как органического элемента городской среды, рассмотреть визуальный нарратив граффити через призму урбанистической поэтики в контексте городской повседневности и социальных коммуникационных практик.
Развитие инсталляции в ХХI веке отражено в произведениях дизайнеров, художников, архитекторов и основано на применении новых материалов и технологий, отвечающих созданию экологичной, функциональной, комфортной и безопасной среды. Доказано, что инсталляция, создаваемая в ХХI веке деятелями искусства в городской и природной среде, отражает креативность мышления, на основе принципов применения новых строительных материалов и новейших технологий отвечает означенным выше требованиям.
Каждый крупный стиль после своего возникновения проходит через череду метаморфоз. Стили перекликаются между собой, учатся друг у друга, спорят и проникают друг в друга. В подборке материалов этого раздела – результаты исторических наблюдений и исследований, показывающих эти процессы на конкретных примерах. Как отразился большой стиль классицизм в работах его пламенных ниспровергателей? Как стиль Просвещения преобразился на дальневосточной почве? Как русские архитекторы воздействовали на новую архитектуру Китая? Как переосмысливается культурное наследие советских городов и городов...
Направления (стили) в культуре имеют разные запасы прочности и разную инерцию. Среди них есть уникальное, способное возрождаться: это классицизм. Для него свойственно вневременное понимание законов гармонии и красоты, базирующееся на формах и образах античного искусства Греции и Рима. Классицистическое мышление и классицизм не уходил из европейской культуры и в ХХ, и в ХХI веке, но формы его менялись. Прививки ар-нуво, авангарда, постмодернизма для классического искусства и архитектуры не прошли бесследно. Антагонисты расшатывали сложившиеся нормы и уходили, а классическое искусство и...
Рассматриваются изменения в понимании архитекторами и обществом роли наследия в советском городе, его значения для формирования городской среды. Архитектура советского периода, как известно, пережила несколько поворотов в своем развитии, определявшихся сменой государственной политики в этой области. Казалось, что градостроительные концепции также менялись кардинальным образом. Однако при внешних различиях глубинные пласты профессионального мышления архитекторов-градостроителей изменялись мало, одни и те же проблемы развития городов, сохранения их исторической застройки возникали вновь и...
В статье рассматривается архитектура первого вокзала в Харбине, построенного в начале XX века: планировочная структура здания, фасадные и интерьерные решения, градостроительное устройство станции. С целью установить автора проекта анализируются чертежи разных вариантов, выполненные техническим отделом Общества Китайско-Восточной железной дороги.
В статье отражены результаты исследования, проводимого авторами в рамках научного проекта «Архитектурный образ Родины: Будапешт, Петербург, Харбин. Европейские и национальные (локальные) аспекты в русской и венгерской архитектуре – сравнительное исследование рубежа XIX – начала XX века». На основе архивных данных и материалов собственных натурных обследований представлена систематизированная картина формирования русского культурного ландшафта Порт-Артура и Харбина.
Архитектура Просвещения – производная от архитектуры дальневосточного фронтира; она складывается из гарнизонных и железнодорожных построек. Анализируются проекты дальневосточных школ и училищ, впервые выявленные в архивных фондах. Для объяснения феномена школ в «русском стиле» выдвигается версия существования корпоративного «железнодорожного русского стиля», объединяющего ряд построек 1900–1926 годов. Повторяющиеся элементы говорят о замысле, реализуемом в течение четверти века. Железнодорожные школы КВЖД можно рассматривать вместе с дальневосточными вокзалами как составную часть единого...
На примере здания Управления Восточно-Сибирской железной дороги (Иркутск, ул. Карла Маркса, 7) прослеживается изменение стилевого подхода в период сталинской эпохи. Рассмотрены этапы постройки и реконструкции этого объекта от начального проекта в стиле конструктивизма авторства К. В. Миталя к проекту Д. М. Гольдштейна в стиле советского неоклассицизма.
Значительная часть жилого фонда крупных городов Российской Федерации 1970-х годов строительства нуждается в реконструкции. Однако программы реновации 9-этажного панельного фонда, в отличие от 5-этажного, развернутого сейчас в Москве, не предусмотрено. Предлагается решить проблему модернизации фасадов типовой застройки без отселения жильцов минимальными архитектурными средствами, которые могут способствовать формированию благоприятной современной городской среды в этих старых кварталах. Предлагаются возможные решения на основе современного и исторического мирового опыта работы с...
Статья знакомит читателей с жизнью и деятельностью выдающегося сибирского зодчего Владимира Александровича Соколовского в преддверии его 150-летнего юбилея. Описаны сохранившиеся постройки архитектора в Красноярске, показано влияние архитектуры Соколовского на формирование сибирского модерна и эклектики. Показана роль архитектора в становлении и развитии архитектурной среды Красноярска первой половины XX века. Описана история двух построек деревянной и каменной архитектуры, к возникновению которых Соколовский был причастен и как архитектор, и как реставратор.
Проводится анализ работ по реконструкции и воссозданию исторической среды в Дрездене и Франкфурте-на-Майне в течение трех десятилетий. Особенность проведенных работ – внимание к утраченной городской среде, которая воссоздавалась с опорой на имеющиеся архивные и визуальные источники и на сохранившуюся проектную документацию. Оба примера – наглядная иллюстрация принципов, которыми необходимо руководствоваться при воссозданиях и возвращении городам утраченного художественного качества. Приведенные примеры важны для нашей страны, потерявшей значительную часть своего историко-архитектурного и...