Роль И. В. Сталина в истории архитектуры Авторы Александр Раппапорт Союз московских архитекторов; Союз дизайнеров России Загрузки PDF DOI: https://doi.org/10.51461/projectbaikal.68.1796 Ключевые слова: сталинский ампир, конструктивизм, стиль, выбор, предостережение Аннотация Долгое время мы усматривали в избиении младенцев авангарда своего рода величайшее культурное преступление, отбросившее СССР с передовой линии архитектуры на 20–30 лет и вынудившее их начинать с нуля к 1960 году. Если бы Сталин увидел в весьма современной тогда идее магистральное направление архитектуры и всячески поддержал бы именно его, мы имели бы сегодня совершенно иную советскую архитектуру. Выбор Сталина положил конец конструктивистской утопии, по которой архитектура становилась техническим средством жизнестроительства. Конструктивизм Гинзбурга 20-х годов был ясной программой общестилевого и средового стандарта, который в руках посредственных исполнителей производил бы гнетущее впечатление. Нереализованные возможности конструктивизма теперь кажутся уже далеко не столь желанными. Парадоксальность выбора академизма и сталинского ампира, возможно, имеет другую логику – логику рефлексивных обманов и притворств. Но если конструктивизм бы удержался в качестве генеральной линии лет 30, мы имели бы образец культуры, в большей степени напоминающей Оруэлла, чем что-либо другое. Как цитировать Другие форматы библиографических ссылок ACM ACS APA ABNT Chicago Harvard IEEE MLA Turabian Vancouver Скачать ссылку Endnote/Zotero/Mendeley (RIS) BibTeX Опубликован 2021-08-08 Выпуск № 68 (2021): cоциалистический город Раздел refereed articles - рецензируемые статьи Лицензия Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. Библиографические ссылки Khmelnitsky, D. S. (2007). Zodchii Stalin [Architect Stalin]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. Sidorina, E. V. (2012). Konstruktivism bez beregov. Issledovaniya i etyudy o russkom avangarde [Boundless constructivism. Studies and sketches on Russian avant-garde]. Moscow: Progress-Traditsiya.